Как программисту преподавать в вузе?
Опубликовано 2020-11-19 ‐ 3 мин для чтения
Дискуссия Финэка МГИМО в Московском клубе программистов
Куда развиваться программисту, когда он становится старше? Очевидное направление роста это менеджмент, однако, программисты не очень то его и любят.
Направлений в действительности не так много. Одно из самых привлекательных это преподавание. Если вы накопили хороший опыт, им вполне можно делиться, даже в условиях постоянно меняющихся технологий. Многое в нашей профессии остаётся неизменным. Всё так же нет серебряной пули и всё также корень зла это преждевременная оптимизация.
Преподавать можно как непосредственно технические знания, так и нетехнические, но связанные с профессией. Если вы работали с agile, вы можете учить тому, как организовать работу небольшой команды.
Если работали с пользовательскими историями, вы можете научить будущих product owner’ов тому, как эти истории рассказывать.
Тема нашей встречи: как программисту преподавать в вузе? Об этом мы поговорили с нашими гостями:
- Лариса Сергеевна Притчина, заместитель директора МГИМО-Одинцово, руководитель кафедры математических методов и бизнес-информатики.
- Евгений Владимирович Погребняк, декан факультета финансовой экономики МГИМО-Одинцово. Евгений уже выступал в нашем клубе с докладом о трудностях преподавания архитектуры, и этот доклад вызвал тогда большую дискуссию.
Наши гости рассказали, зачем вузам программисты-практики, и как специалистам выстроить работу с вузами. Обсудили и проблемы преподавания. Разобрались, как сделать преподавание интересным и современным, и как мотивировать студентов.
Как построить сотрудничество
Вводные формы — с чего начать:
- гостевая лекция (обычно от компании)
- “бинарные” лекции (совместно с другим преподавателем)
- лекция или блок лекций внутри курса
Продвинутые формы — как развить:
- организация практик и стажировок студентов
- участие в разработке программ дисциплин (курсов)
- участие в разработке или изменении учебных программ
- руководство курсовыми и дипломными работами
- научная работа (цель — качественные научные публикации)
- методические материалы (учебники)
- подготовка к студенческим соревнованиям и решениям кейсов, хакатонам
- заявки на студенческие гранты
Экспериментальные формы и продукты — что еще попробовать:
- работа со студенческим кружком
- производственный проект или близкий к нему
- видеокурсы и открытые материалы
- межвузовское взаимодействие, включая обмен методическими материалами
Успех программиста в образовании
На вашей стороне:
- практический опыт
- распространение онлайн-обучения
- общий интерес к ИТ
- доверие к практикам
Сложности и ограничения:
- разный уровень подготовки и мотивации студентов
- много регуляторных требований
- некоторая инерция сферы образования
Как преуспеть:
- очертить небольшой, но конкретный итоговый результат (компетенции, практическое применение)
- снизить порог входа в тему
- четко очертить требования внутри курса, в том числе на минимальную оценку
- “единица обучения” — блоки 15-20 минут плюс упражнение или дискуссия
- студенты что-то делают, а не только слушают лекцию:
- минимальные короткие проекты и упражнения своими руками
- разбор кейсов (учить вырабатывать и формулировать мнение), особенно разбор ошибок, решений, пропусков
- показать связь с практикой и с личным опытом, возможно на ранней стадии карьеры (“как молодой - специалист я столкнулся с такой проблемой”)
- сделать материал доступным для более широкого круг слушателей (“не-программистов”)
- версионность и итерации — курс добавляется, перерабатывается, “обкатывается”
- интерес к педагогике
- совместные проекты с университетом, факультетом, кафедрой, коллегами